crimea-fun.ru

Экономика и её основные участники план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему. Конспект и презентация урока обществознания на тему "Экономика и её основные участники" (7 класс) Основные участники экономики

Экономика – это умение вести хозяйство по правилам

Экономика – это наука

Экономика – это построенная людьми система их жизнеобеспечения

Экономика (в истории) – сельское хозяйство, промышленность, торговля

Опережающее домашнее задание: придумайте закон о защите производителя и потребителя (чтобы использовалось слово: товар, товары)

Открытый урок

Цели:Образовательные

    Совершенствовать умения работать с учебной и дополнительной литературой, законами.

    Создать условия для усвоения нового материала на уроке

    Ключевые понятия – экономика, ресурсы, потребности, производитель, потребитель.

    Осмысление понимания главных вопросов и терминов в области «экономика».

    Применение полученных знаний для повседневной жизни, выбора професии, самостоятельное решение проблемных задач

Воспитательные

    Создание условий для формирование коммуникативной культуры

    Умение работать в учебной группе

    Умение выслушивать и уважать мнение других

    Формирование гуманистического мировоззрения и толерантности у учащихся

Развивающие

    Создать условия для развития логического мышления, формирования интеллектуальных умений

    Формирование способности критически анализировать полученные знания на основе самостоятельного изучения учебной и дополнительной литературы, формулировать вывод и актуализировать свою позицию

    Способствовать дальнейшему росту интереса к процессу познания

Оборудование – проектор, ПК, карточки, Конституция, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, пластилин, словари, дидактический материал – таблица ресурсов, термины, магниты.

Урок является вторым по теме «Экономика и её участники» А.С.Пушкин:

Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.

Доска : число, план, рационально (лат.) – разумно.

Ход урока.

1 .Орг.момент. Приветствие. (Я очень рада вас видеть!) Нацеливание на активную деятельность на уроке.

Сегодня у нас второй урок по теме «Экономика и её участники». (Поэтому тему можно не записывать)

    Основные участники экономики.

Производитель и потребитель.

    Государство на защите участников экономического процесса. Законы.

    Экономические ресурсы.

    Главное правило экономики. – в конце урока мы должны вместе его вывести, сформулировать.

2.Повторение.

1-2 человека – индивидуальные карточки

1 человек – у доски. (Распределяет правильно – обмен, технология, распределение, производство, потребление, товар)

Остальные – группами по 2 человека – работа с карточками, учебниками, словарями.

СЛАЙД о правилах самостоятельной работы:

1.Плохих идей не бывает.

2.Мыслите творчески.

3.Рискуйте.

4.Не критикуйте.

1 карточка: сказка «Репка», что такое технология?

2 карточка: стих «Мы делили апельсин», что такое экономика?

3 карточка: стих «Робин Бобин Барабек», что такое натуральное хозяйство?

4 карточка: стих «Сидит белка на тележке», что такое товарное производство?

Проверяем работу у доски.

3Работа с учебником.

Продолжаем тему прошлого урока. СЛАЙД

Впервые заговорили об экономике как о науке: Ксенофонт, Аристотель (384–322 гг. до н.э.). Именно они впервые выделили два основных участника экономического процесса: производителя и потребителя.

Итак, чтобы участвовать в процессе экономики по большому счету нужны два участника: тот, кто производит товар и тот, кто его потребляет.

Назовем их производитель и потребитель. СЛАЙД

Записываем в тетрадь.

Нашли понятия в учебнике или в словаре (стр.94)- вслух прочитали.

Является ли герой сказки потребителем?

    Муха-цокотуха, когда пошла на базар и купила самовар? (Да)

    Старик по отношению к золотой рыбке. (нет, так как старик не платит рыбке за услуги.)

    Робинзон Крузо на острове? (нет)

Рассказываю об Андрее

(пример, строитель Андрей и он же вечером отдыхающий)

Кто является производителем в данном случае? Может ли быть производитель только 1 человек, группа людей?

Представьте, что Андрей не с друзьями создал фирму, а работает на государственном заводе, значит производитель кто? (государство)

Остановимся на государстве. Государство является не только производителем, оно выполняет еще одну функцию. Как вы думаете, государство должно защищать производителей, потребителей и других участников экономики или нет? (да)

Каким способом можно защитить потребителя или производителя? (создать Законы)

4.Законотворческий эксперимент.

Работа над составлением закона о производителе, потребителе и товарах. (дается к выполнению в качестве опережающего домашнего задания группе учащихся)

Представим себе, что вам предложили принять участие в конкурсе на лучший закон о потребителе, производителе и товарах. Двум группам было дано домашнее задание. Заслушиваем. (у доски.)

Как называется главный закон страны? (Конституция)

Какие же законы есть на самом деле?

5.Поисковая деятельность.

Практическая работа в группах по 2 человека с Конституцией. – глава 2.

Ищем статьи об экономике, записываем в тетрадь. (ст. 34. ст.35, ст.36, ст.37) СЛАЙД

Зачитываем вслух. Проверяем по слайду.

Кроме Конституции, в РФ есть еще много документов, регламентирующих деятельность участников экономического процесса. Например, «Закон о защите прав потребителей», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс» и другие. Запишите их в тетрадь . СЛАЙД

6.Информация

Вернемся к понятию Потребитель. Кто это? (стр. 94это тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей)

А какие потребности человека вы можете назвать? (проходили в 6 классе – биологические, социальны, духовные – еда, вода, сон, общение, слушать музыку, читать и т.д.)

Подробней о потребностях, об их видах мы будем говорить в старших классах.

Вопрос: потребности человека ограничены? (нет)

Почему? (пример, еда, новый диск и т.д.)

Если бы Старик Хоттабыч, например, исполнил все ваши желания в 12.30, были ли бы вы абсолютно счастливы в 13.00? Почему?

Человек как биосоциальное существо находится в постоянном развитии и в ходе общения у него формируются новые желания.

Русский поэт XVIII в. Михаил Матвеевич Херасков писал,
Желаний никогда своих не умеряем;
Имея, что-нибудь, мы лучшего желаем.

Итак, потребности человека неограниченны, их нужно постоянно удовлетворять. Для этого и нужен производитель. Он производит товары, чтобы удовлетворить наши потребности. Но любой товар изготавливается из сырья, материала, с использованием ресурсов. Хлеб – из пшеницы, которая выращена на земле, бумага – из дерева, нужны люди, которые всё это будут производить. Всё, что задействовано в процессе производства - это и есть ресурсы - в тетрадь . СЛАЙД

В процесс экономики прибавим ресурсы.

К работе отвечавшего у доски прибавим ресурсы, класс помогает – куда? (из учеников)

Производитель использует 4 вида ресурсов: –

7.Поисково-исследовательская деятельность по дополнительному материалу, словарям.

Задание: по дополнительной литературе (раздаточному материалу), словарям выбрать название экономического ресурса, привести пример и доказать, что он ограничен.

СЛАЙД о правилах самостоятельной работы.

1.Плохих идей не бывает.

2.Мыслите творчески.

3.Рискуйте.

4.Не критикуйте.

Работаем. (Пока работают, раздать таблицы)

Каждому на столе дидактический материал – таблицу только с заголовками, ребята вписывают туда ответы по ходу выступлений. Объясняю задание по пустой таблице

(постепенно выходит на СЛАЙДЕ)

Экономические ресурсы

Пример

Ограниченность

Человеческие физические и умственные способности

+ (возраст, пол, способности, смертность)

Природные ресурсы планеты

Средства производства: станки, здания, деньги

Изнашиваются, тратятся

Предпринимательство

Инициативность, умение вести экономич.деятель-сть

Не все люди способны

Итак, закрепим. (по слайду) – спросить про Петра 1 – лес – связать с историей.

8.Проведем небольшую игру-исследование, где теперь уже я вам попытаюсь доказать, что ресурсы ограничены (Игра).

Раздать пластилин (всем участникам). Лепим один продукт производства – товар (одну вещь) продовольственный или промышленный. Считаем. Ломаем. (если бы мы с вами производителями, то наши потребители умерли бы с голоду). Доказываем, что ресурсы ограничены, а потребностей нужно больше удовлетворять продовольственных.

(Пока лепят – звучит музыка: закрыть проектор)

9.Совместный вывод.

Итак, мы подошли к главному вопросу экономики: Нужно удовлетворить потребности человека, но как же тогда использовать ресурсы? (РАЦИОНАЛЬНО)

(обратить внимание на слово «рационально» на доске)

Главное правило экономики звучит так:

Чтобы удовлетворить потребности человека, нужно рационально использовать ресурсы. СЛАЙД

Вспомним: потребности - какие? А ресурсы? Значит, главное правило экономики звучит немного по-другому:

Чтобы удовлетворять неограниченные потребности человека, нужно рационально использовать ограниченные ресурсы. СЛАЙД

Записать в тетрадь.

10. Пригодится ли то, о чем мы с вами говорили, в жизни? Где? В каких ситуациях? (в повседневной жизни, живем в рыночную экономику, может быть, станете бизнесменами, законы – чтобы защитить себя от обмана, модная профессия – менеджер – организатор – уметь мыслить, знать потребности человека)

11.Закрепление.

1.Какие законы защищают участников экономического процесса?

2.Какие ресурсы экономики вы узнали?

3.В чем состоит главный вопрос экономики?

СЛАЙД с вопросами теста:

1.Что из перечисленного нельзя охарактеризовать как природные ресурсы?

А. нефть
Б. природный газ
В. уголь
Г. бензин

1.Человек, создающий экономические продукты:

    покупатель

    производитель

    потребитель

    перекупщик

3.Вставьте пропущенные слова в тексте Закона (ст.34 Конституции РФ)

(право, имущества, экономической)

Ст.37 (свободен, способностями, профессию)

12.Домашнее задание:

параграф 8, задание №2, подобрать газетные статьи о людях труда. СЛАЙД

13.Оценки за урок.

14. Рефлексия – раздаточный материал на партах, отметьте любым знаком то, что считаете нужным.

Спасибо всем!

Синквейн (если время) – экономика, наука, система, рациональная, частная, государственная, хозяйствовать, производить, торговать, (При неогранич.потребно и т.д.)

«Песенка о ярмарке»

Леонид Филатов (с изменениями)

Будь ты шериф или ковбой, Тут всяк товар необходим
Иль золотоискатель, – И сбыть его нетрудно,
Давай отправимся с тобой Тут продается даже дым
На ярмарку, приятель! С костра Джордано Бруно.

Хоть и случается монет Здесь вы отыщите легко –
Здесь быстрая утечка, Хоть сей продукт и дорог!
Но в мире не было и нет Не только птичье молоко,
Приятнее местечка. Но даже птичий творог.

Тут продается с молотка Ну, словом, кто ты там ни будь,
Что только захотите – Пусть даже сам Создатель, –
К примеру, шапка Спартака Тебе невредно заглянуть
И туфли Нефертити. На ярмарку, приятель!

Тащи хоть сломанный комод,
Хоть дохлую гиену –
Всегда найдется тот чудак,
Который спросит цену.

Разделы: История и обществознание

Учебник: «Обществознание» по ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, М., «Просвещение», 2008 г.

Тема урока: «Экономика и ее основные участники».

Цель урока: сформировать у учащихся представление о понятии «экономика», об участниках экономического процесса и побудить к осмыслению необходимости экономических знаний.

Задачи урока:

  • Учебные :
  • познакомить с понятием «экономика»;
  • сформировать представление о проявлениях экономической деятельности, экономических продуктах и участниках экономической деятельности.
  • Развивающие :
  • развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность через выполнение заданий на соотнесение;
  • cовершенствовать мыслительные операции: абстрагирование, классификацию, обобщение;
  • развивать самостоятельность, инициативность, умение высказывать оценочные суждения

Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска SMART Board, колонки, мультимедийная презентация, выполненная в программе SMART Notebook.

ХОД УРОКА

№ слайда

Слайд презентации

Деятельность на уроке

Учитель: Сегодня тема нашего урока: «Экономика и ее основные участники» , в 6 классе мы впервые познакомились с понятием «экономика» и в этом году продолжаем знакомиться с деятельностью человека в экономической сфере. Записываем тему урока в тетради.

– Давайте вспомним с вами то, что понятие «экономика» имеет несколько значений. Попробуйте продолжить предложения …

– Запишите определение термина «экономика».

– Давайте узнаем о четырех проявлений экономики.

На доске проявления экономики:

1. Производство
2. Распределение
3. Обмен
4. Потребление

Учитель с помощью учеников поясняет значение каждого проявления на примере хлебобулочных изделий.
При пояснении первого проявления «Производство» выдвигается закладка с понятием «технологии», ученики обсуждают термин и записывают его в тетрадь.

– Перед вами вопрос «Зачем нужна экономика?» Давайте попробуем на него ответить. Зачем люди производят продукцию, покупают товары и вещи?

Учитель открывает скрытую часть слайда и комментирует, что именно «экономические» продукты удовлетворяют потребности человека, а делятся они на «товары» и «услуги».

– Объясните значение слов «товар» и «услуга». Кратко сформулируйте смысловое различие этих понятий.

Задание для учеников, в тетради заполнить таблицу, выбрав примеры из приведенного ниже списка.
Один ученик выполняет это задание на доске (ученик передвигает примеры по таблице).
После выполнения задания идее совместная проверка.

– Формы организации или ведения хозяйства мы уже начали с вами изучать в 5 классе. Посмотрите на доску и определите какой вид хозяйства изображен на этой схеме?

(Дети отвечают)

– Да это натуральное хозяйство, кто назовет мне определение этого вида?

– Ребята нам осталось выяснить про участников экономики. Посмотрите на доску и определите по экономической деятельности ее участников.

(Дети рассуждают, а учитель выдвигает из-за доски закладки с определениями)

– Посмотрите на определения «производитель» и «потребитель» они подтверждают ваши рассуждения, запишем их в тетрадь.

– Подведем итог нашему уроку, мы сегодня начали изучать экономику и уже знаем ее проявления, формы хозяйства, продукты ее деятельности и участников. Продолжим работать на следующих уроках. Запишите домашнее задание.
Загрузка...