crimea-fun.ru

Лютеранский кафедральный собор петра и павла. Кафедральный собор св

Неповторимой и непривычной для Москвы архитектурой привлекает к себе Кафедральный собор Петра и Павла. Он соединил в себе неоготику, черты романского стиля и элементы модерна. Но не только своеобразный облик храма притягивает москвичей и гостей столицы. В стенах действующего лютеранского храма находится один из старейших органов России. Его завораживающие звуки раздаются во время церковных служб, в соборе также регулярно проходят замечательные концерты органной музыки.

Появление кирхи

Еще со времен походов царя Ивана Грозного в Ливонию в Москву доставлялись плененные немцы, которые частично поселялись в городе. Покровительствовал иностранцам Борис Годунов. В течение нескольких веков приезжали из Европы в Россию иноземцы торговать, врачевать, поступали на военную царскую службу. Обосновавшись в России, они сохраняли свои традиции и вероисповедание. Так в 20-е годы XVII столетия возникла в Москве лютеранская община. В Немецкой слободе основали лютеранский молитвенный дом, затем построили деревянную церковь.

В 1817 году общиной был выкуплена усадьба Лопухиных и в следующем году приступили к перестройке барского дома в церковь. Король Пруссии Фридрих Вильгельм III не только пожертвовал деньги на ее строительство, но и лично присутствовал на закладке храма. Предоставил ссуду также и император Александр I. Вскоре кирха была перестроена и освящена в честь святых Петра и Павла, а в 1837 году под ее сводами впервые зазвучали мощные аккорды органа.

Уже в середине следующего века собор реконструировали, и он обрел неоготический стиль. Вскоре на башне появился колокол, который был подарен прусским кайзером Вильгельмом. К началу XX столетия количество прихожан значительно выросло, и было решено кирху перестроить с целью увеличения ее площади. В 1905 году работы были закончены, и храм обрел статус кафедрального лютеранского собора.

В первые послереволюционные годы из собора, как и из многих других храмов, были изъяты ценности, а в 30-е годы пастор кирхи и все члены церковного совета подверглись аресту и были расстреляны. Прекратились церковные службы. Городские власти решили перестроить здание и открыть в нем кинотеатр, что и было сделано.

Следующим владельцем сооружения стала студия «Диафильм», ее стараниями проводилась перепланировка, в результате чего был полностью уничтожен интерьер, а вскоре и разобран шпиль.

Трагична история органа. В начале Второй мировой войны инструмент был вывезен за Урал. Оказался он в оперном театре Новосибирска. Поступили с редким инструментом варварски: часть ушла просто на металлолом, некоторые его элементы использовались для декораций.

Возрождение собора

В 90-е годы лютеранской общине Москвы вновь было передано строение собора. Поначалу восстановили алтарную часть, а уже в 2004 году, благодаря активной спонсорской поддержке неравнодушных людей, начались работы по восстановлению утраченного облика здания.

Общине было возвращено не только историческое сооружение, но и орган. Некогда инструмент принадлежал другой лютеранской церкви, находившийся в Немецкой слободе. После закрытия храма орган известной фирмы «Вильгельм Зауэр» был изъят и хранился, представьте себе, в московском крематории. Но сегодня справедливость восторжествовала. Уникальный орган прошел капитальный ремонт, установлен в Кафедральном соборе Петра и Павла и радует своим звучанием не только прихожан церкви, но и многочисленных поклонников органной музыки на проводимых здесь концертах.

Приобрести билеты на концерт со скидкой можно по .

Кафедральный собор церковь Петра и Павла в Москве - афиша, билеты на концерты органной музыки, расписание, схема зала.

Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор церковь святых Петра и Павла в Старосадском переулке - это действующий собор в котором проходят концерты органной музыки. Концерты проходят здесь в свободное от богослужений время, тем самым открывая всем желающим (вне зависимости от убеждений и взглядов) возможность приобщиться к тысячелетнему культурному наследию России и Европы.

Первые лютеране появились в Москве в XVI веке. Это были приглашенные из Европы ремесленники, врачи и купцы. А уже в 1694 году Пётр I заложил лютеранскую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла – которая и была освящена год спустя, при его личном присутствии. Во время Большого Московского пожара 1812 года, храм сгорел. И приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, на Старосадском переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III, а также при участии Александра I, в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь – были возведены купол и крест. 18 августа 1819 года храм освятили. В феврале же 1837 года в нём впервые зазвучал орган. В 1862 году была произведена реконструкция в неоготическом стиле, по плану архитектора А.Майнхардта. А в 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

Церковь играла огромную роль не только в религиозной, но и в музыкальной жизни Москвы – в ней выступали известные московские и иностранные исполнители. Достаточно упомянуть органный концерт Ференца Листа, который прошёл 4 мая 1843 года.

5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 году собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза.

Однако в послереволюционные годы в СССР начались гонения на религию. Здание у общины забрали. В 1937 году собор переделали под кинотеатр «Арктика», а затем передали студии «Диафильм». Произведённая перепланировка, к сожалению, полностью уничтожила весь внутренний интерьер. В 1941 году церковный орган был эвакуирован в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично – на декорации. А перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 года был разобран шпиль собора.

В июле 1992 года, постановлением Правительства Москвы здание было возвращено общине. И в 2004 году, после долгих усилий, удалось найти спонсоров, как среди частных лиц, так и среди организаций. Это дало возможность приступить к масштабным восстановительным работам. Наконец, 30 ноября 2008 года, во время торжественного богослужения, состоялось освящение возрождённого собора.

В настоящее время в соборе, помимо богослужений, проходят многочисленные концерты – звучат музыкальные инструменты, поют восхитительные голоса, оживает волшебная музыка. Установленный напротив алтарной части орган «SAUER» (построен в 1898 году предприятием Вильгельма Зауэра, одной из крупнейших органостроительных фирм Германии) – один из немногих сохранившихся в России романтических органов девятнадцатого столетия. Уникальная акустика Евангелическо-Лютеранского Кафедрального собора святых Петра и Павла даёт возможность в полной мере насладиться его звучанием.

6 июля 2019 21:00 75 минут 12+ «Импрессионисты. Шедевры Астора Пьяццоллы и Поля Мориа» Исполнители Анна Клыковская - Водная анимация-эбру Анатолий Сафонов - Бандонеон Юрий Нугманов - Гитара Оркестр…Подробнее 6 июля 2019 21:00 75 минут 12+ «Импрессионисты. Шедевры Астора Пьяццоллы и Поля Мориа» Исполнители Анна Клыковская - Водная анимация-эбру Анатолий Сафонов - Бандонеон Юрий Нугманов - Гитара Оркестр «Antonio-orсhestra» Хироко Нинагава - Скрипка Антон Паисов - Дирижёр, Художественный руководитель Анна Суслова - Орган Фонд Бельканто приглашает на концерт из цикла «Звучащие полотна», который посвящён творчеству выдающихся музыкантов ХХ века - Астору Пьяццолле и Полю Мориа. Великий Астор - так называли А.Пьяццоллу аргентинцы. И это вовсе не преувеличение. Астору Пьяццолле, аргентинцу в первом поколении, удалось наиболее полно раскрыть душу Аргентины в музыке, стать самым известным аргентинским композитором - сочинителем неподражаемых танго. Он по-новому представил этот жанр, обогатил его элементами джаза и классической музыки, создал стиль «танго нуэво», который был призван превратить танго в музыку для прослушивания, а не только для танцев. Однако, эта идея не сразу получила поддержку в Аргентине. Первоначальное признание пришло к Астору в Европе и США, где в 50-тых годах он продолжал обучение и совершенствовал свой собственный музыкальный язык. Но со второй половины ХХ века Астор Пьяццола - признанный мэтр и на своей родине. Одним из самых любимых инструментов Астора был бандонеон. Пьяццола не только был блестящим исполнителем, но и автором многих замечательных произведений для этого инструмента. Его «Двойной концерт для банданеона и гитары», который прозвучит в этом концерте, по праву считается одним из лучших произведений ХХ века. Множество замечательных композиций приобрели широчайшую известность в нашей стране и по всему миру благодаря знаменитому французскому аранжировщику и композитору Полю Мориа - второму герою этого концерта - и его Гранд-оркестру. Помимо создания собственной эстрадной и кино-музыки, Мориа способствовал «второму рождению» произведений других авторов и фольклорных мелодий. Они стали популярны много десятилетий назад и их популярность не ослабевает с годами. Эта жизнеутверждающая, яркая музыка так созвучна знаменитым полотнам французских импрессионистов, знакомые сюжеты которых оживут в красочной водной анимации эбру. Приглашаем вас окунуться в чудесную атмосферу, которую всегда дарит встреча с истинно талантливыми и увлечёнными творцами. В концерте принимают участие лауреаты международных конкурсов Анатолий Сафонов - бандонеон, Юрий Нугманов - гитара, Анна Суслова - орган, Хироко Нинагава - скрипка, камерный оркестр «Antonio-orchestra» (художественный руководитель Антон Паисов), Анна Клыковская - водная анимация эбру.Свернуть

Ван Гог. Восемь саксофонов, орган и водная анимация
Московская музыкальная жизнь перенасыщена разнообразными событиями - ежедневно в афише можно найти концерты на любой вкус. В этой жесткой борьбе за слушателя лидируют или концерты, привлекающие именами мировых звезд, или предлагающие некую изюминку, вызывающие любопытство. Благотворительный фонд «Бельканто» имеет собственное лицо и не теряется в московском музыкальном море: каждый организованный им концерт – эксклюзив. Репертуар концертов, предлагаемых Фондом огромен – от детских спектаклей с анимэ до Вивальди, от музыки Queen до реквиема Моцарта. Да и проходят эти концерты в интересных местах - вот в одно из них, Кафедральный собор Петра и Павла, я и отправилась в минувшую субботу. Пришедших ожидал концерт «Ван Гог. Восемь саксофонов, орган и водная анимация» из цикла «Звучащие полотна». Причем на самом деле органов было даже два: современный электроорган и исторический орган фирмы «Зауэр» (1898 год) (на обоих блистала исполнительским искусством Анна Суслова). Да и программа концерта была чрезвычайно интересная: звучали не только произведения великих Баха, Моцарта, Генделя, Перголези, Дебюсси, но и современных композиторов таких как Гильермо Лаго и Карл Дженкинс. Надо сказать, что сюиту Г. Лаго «Ciudades» я раньше никогда не слышала, и она, исполненная четырьмя саксофонистами, была прекрасна. Но в концерте участвовало восемь саксофонов, это были два квартета: Sirenes Saxofone Quartet – состоящий из прелестных девушек, и чисто мужской «Российский квартет саксофонистов», причем на саксофонах исполнялась в том числе и музыка, специально для них не написанная, но в переложении звучащая интересно. Правда, на мой взгляд, в соревновании с органом, саксофоны все-таки проигрывали. Музыка сопровождалась проекциями на апсиду собора произведений Ван Гога и вариациями на темы его картин, выполненных в технике водной анимации-эбру (художник – Анна Клыковская). Когда я собиралась на концерт, то именно водная анимация вызывала во мне некоторые сомнения, я практически никогда ее не видела, хотя и догадывалась, что это такое. На самом деле оказалось очень интересно следить, как прямо у тебя на глазах создается картина, плавно перетекающая в другую, например морской пейзаж превращается в цветущий сад, а на звездном небе вдруг распускается ирис. В результате Фонду «Бельканто» чудесным образом удалось в одном концерте соединить несколько видов искусства, причем соединить их очень органично – жаль в программке не удалось обнаружить имени режиссера всего этого действа.

https://2ekzegeza2.livejournal.com/115017.html

Орган - звучащая вселенная. Его нельзя не заметить. В его начищенных трубах скрываются любые тембры и голоса. Он идеально подходит для того, чтобы выразить сильные эмоции или религиозный экстаз, воплотить в звуке сложные вопросы, которые волнуют человечество тысячелетиями. Век за веком орган звучал в храмах по всей Европе и в Америке, и огромное число композиторов писали произведения исключительно для «короля инструментов» соло или в качестве основного тембра в ансамбле.

Среди них не только Иоганн Себастьян Бах, который вывел игру на органе на трансцендентный уровень, но и Моцарт, Мендельсон, Лист, Брамс и многие другие. Работы этих авторов входят в репертуар современных органистов. Застать их в концертной программе, значит, приобщиться к многовековой традиции, которая поддерживается по сей день.

Органная музыка в Москве звучит во многих церквях и соборах. Для любого храма иметь орган - это честь. И любой слушатель испытает ни с чем не сравнимое удовольствие, когда великие партитуры огласят пространство под церковными сводами. Московские концертные залы разного уровня также могут похвастаться наличием органа и регулярными концертами, рассчитанными на ценителей органной музыки.

Орган может звучать в качестве единственного голоса или в компании других инструментов вплоть до дудука и саксофона, он сопровождает мультимедийные проекты, сказочные представления или спектакли. И каждый раз такие события превращаются в подлинный музыкальный праздник. Воспользовавшись рекомендациями портала KudaGo, вы всегда будете знать, где послушать органную музыку в Москве.

Загрузка...