crimea-fun.ru

Святой герман казанский в чем помогает. Проповедник веры христовой, обличитель сильных мира сего

19 ноября Церковью отмечается день памяти святителя Германа, Казанского архиепископа . Среди всех боярских родов в Московском государстве в XV и ХVI веках благочестивой жизнью и ревностью по службе отличался род Полевых, которые были потомками Смоленских князей. Несколько лиц из этого знатного рода приняли иночество и отличались своей благочестивой жизнью и христианскими добродетелями.

В начале ХVII века в городе Старице у боярина Феодора Афанасьевича Полева родился сын, которого нарекли во святом крещении Григорием, в честь преподобного Григория Декаполита (христианского подвижника, аскета и апологета иконопочитания VIII-IX веков, чудотворца. Родом был из города Иринополь).

Благочестие родителей Григория Полева, их строгая жизнь по заповедям Божиим очень сильно влияли на сына. Еще с младых ногтей он привык соблюдать строго пост, подолгу молиться. Родители же будущего архиепископа старались воспитывать его в страхе Божием.

Среди своих сверстников Григорий отличался кротостью, скромностью и даровитостью. Он не увлекался детскими играми, бесполезными занятиями, но предпочитал «услаждать свою душу полезными размышлениями и беседами». Отрок с великой ревностью стал заниматься чтением богодухновенных книг. Особенно часто он любил читать псалмы Давыдовы, которые укрепляли и воодушевляли его. С юных лет он неуклонно посещал Богослужения. Предпочитал уединение, и здесь среди тишины горячо молился Богу и размышлял о назначении человека и о промысле Божием.

Видя такое воздержание своего сына, родители просили его, опасаясь за его здоровье, умерить свои подвиги. Но он еще более и более усугублял свои труды. Он уже давно стремился к уединенно. Григорий решил всецело посвятить себя служению Богу и принять иноческий постриг. Испросив благословения у своих родителей, он вступил в Волоколамский монастырь, основанный в 1479 году Иосифом Волоцким и славившийся строгостью своей жизни.

В той же обители уже были пострижены в иноки двоюродные братья отца Григория. Волоколамский, по-другому Иосифо-Волоцкий мужской монастырь, в XVI веке стал центром иосифлян, играл видную роль в политической и церковной жизни и был оплотом борьбы с нестяжателями и еретиками.

Начало подвижнической жизни Германа

В то же время в Волоколамской обители подвизались будущий первосвятитель Казанский Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин, ок. 1500-1563 гг.) и преподобный Максим Грек (в миру Михаил Триволис, 1470-1556 гг.), который отличался своим просвещением и был невинно заточен, по проискам врагов, в Волоколамский монастырь. Около двадцати пяти лет от роду Григорий вступил в эту обитель, куда потом пришел и его отец под именем Филофей.

Вскоре Григорий был пострижен в иноки, с именем Герман. «Восприняв иночество, он стал с еще большей ревностью подвизаться в делах благочестия. Особенно трудился он над изучением Священного Писания, часто беседовал с просвещенным Максимом Греком и извлекал пользу из сих бесед. Подавая всем пример своей подвижнической жизнью, он отличался необыкновенным смирением и охотно служил братии монастыря, исполняя все послушания, которые возлагались на него.

Особенно он любил заниматься переписыванием богослужебных книг. Рукой святителя Германа, последнего в иноках, как он сам называл себя, были переписаны Евангелие, Богородичники, которые сохранились и до наших дней.

Подвижническая жизнь Германа принесла ему уважение среди иноков Волоколамской обители. Они дивились трудам подвижника, учились его смирению и благодарили Господа. Вскоре молва о благочестивой жизни инока Германа достигла и его родины — города Старицы. Иноки Старицкого Успенского монастыря прослышали о подвигах Германа и стали настоятельно просить его принять начальство в их обители.

Смиренный Герман долго отказывался, но, наконец, уступил просьбам братии Старицкого Свято-Успенского монастыря и отправился к Тверскому архиепископу Акакию (14 марта 1482-14 января 1567 гг.), который с любовью принял святого, возвел его в сан архимандрита и благословил на новое служение. Братия Старицкого монастыря с любовью встретила своего нового настоятеля, которого уже давно хотела видеть в своей обители.

Монастырь был основан в первой половине XVI века, при князе Андрее Ивановиче Старицком, хотя местное предание говорит, что на небольшом удалении от волжского берега монашеская жизнь велась ещё в XII-XIII веках. С 1559 года монастырем правил архимандрит Иов, уроженец Старицы, будущий первый патриарх Московский и всея Руси.

«Вступив в управление монастырем, святитель Герман с пастырской ревностью стал заботиться о его благоустройстве: он воздвигал постройки, благолепно украшал храмы. Но еще более заботился он о благолепии внутреннем: он всем подавал пример благочестивой жизни, служил для иноков образцом смирения и кротости, всех назидал, увещевал строго соблюдать иноческие обязанности, ввёл в своей обители устав Волоколамского монастыря — словом, был истинным пастырем, добрым отцом и примером, достойным подражания». Иноки старались следовать примеру архимандрита Германа и преуспевали в подвигах под руководством столь опытного в духовной жизни пастыря.

Проповедник слова Божия

Но вскоре Герману пришлось покинуть обитель, он стремился постоянно к уединению, и через два года оставил Старицкий Свято-Успенский монастырь, чтобы снова в уединенной келье Волоколамского монастыря подвизаться в молитве и посте. Он передал начальство в Старицком монастыре, постриженному им, будущему патриарху Московскому и вся Руси Иову.

Прибыв в Волоколамский монастырь, архиепископ Герман стал там жить, как простой инок. Но недолго ему было суждено проводить жизнь в уединении и тишине. В Москве тогда появился новый еретик Матвей Семёнович Башкин, который был представитель реформационного движения, происходил из боярского рода. Башкин отрицал веру в святую Троицу, не признавал Святых Таинств. В 1553 г. на него был созван собор в Москве.

На соборные заседания был вызван и архиепископ Герман. Собор осудил ересь Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамский монастырь к святителю Герману. «Так была известна всем подвижническая и святая жизнь сего ревнителя Христовой веры». Но подвижника ожидало другое, более трудное поприще. В 1552 году царем и великим князем Иоанном Васильевичем Грозным была покорена Казань, главный оплот и твердыня татарского Казанского царства.

Царь Московский позаботился о том, как бы распространить свет истинной веры Христовой в покоренной стране между магометанами и язычниками — инославными. В Казани была учреждена архиепископская кафедра, на которую впервые был возведен Гурий, который был прежде игуменом в Волоколамском монастыре. Ему было поручено устроить обитель в городе Свияжске, городе-крепости, форпосте Московского царства. Настоятелем для обители, по рекомендации Гурия, был назначен Герман, прибывший вместе с Гурием в 1555 г. в город Свияжск (ныне остров — село в Зеленодольском районе Татарстана, при впадении реки Свияги в Волгу).

Получив богатое пособие от царя и святителей, Герман ревностно начал строить обитель. Много трудов и усилий пришлось ему положить при построении обители. Недостаток необходимых материалов, дороговизна работы, враждебное отношение иноверцев — все это значительно затрудняло и замедляло постройку монастыря. Но при помощи Божией через полтора года работы были закончены. Игумен Герман построил Никольскую церковь, существующую доныне, и при ней высокую колокольню, затем воздвиг великолепный, сохранившийся до сего дня, храм в честь честного и славного Успения Божией Матери.

Особенно ревностно заботился Герман о распространении истинной веры Христовой между иноверцами. Строгая и подвижническая жизнь святого пастыря привлекала к нему многих. Одни приходили за советом, другие за благословением. Святитель всех принимал с любовью, не делая различия между православными и неверующими, всем равно помогал, ко всем относился с любовью. Такое обхождение святого мужа так сильно действовало на язычников, что те стали принимать истинную веру Христову. Настоятель обители щедро помогал всем, кто обращался к нему с просьбой о помощи. Но щедрый и милостивый к другим, он был строг и требователен к себе.

Интересно, что управляя немалыми средствами, Герман был крайне скромен в личном плане, и даже сам чинил свою старенькую иноческую одежду. Заботясь о спасении своей души, он не менее заботился и об иноках Свияжской обители. Из них святитель Герман избирал достойных проповедовать слово Божие среди неверующих. Также он собрал большое количество рукописных книг, богослужебных и других, необходимых для великого дела проповеди.

Свияжский Богородице-Успенский монастырь был средоточием Христовой веры в том крае. Благодаря трудам святителя, Свияжская обитель исполнила свое высокое назначение и долго еще оставалась просветительским центром на северо-востоке России. Святитель Гурий ценил заслуги и труды такого ревностного сподвижника, каким был Герман. Они часто переписывались о различных предметах, касающихся церковного просвещения и даже более того. Казанский архиепископ поручил суду и управлению самого Германа не только Свияжский монастырь, но и все церкви Свияжской области. Все его труды были известны и царю. Так более восьми лет подвизался святой Герман.

Архиепископ Казанский и Свияжский

5 декабря 1563 года после многих трудов и подвигов предал Господу свою душу первосвятитель Казанский Гурий. Царь Иоанн Васильевич Грозный и митрополит Московский Афанасий вызвали в Москву Германа, желая возвести его на архипастырский престол в Казани. «Они уже прежде слышали много о ревности сего святого мужа и видели в нем единственного достойного преемника святителю Гурию».

Архиепископ Герман, вызванный соборной грамотой в Москву, сначала отказывался, но потом должен был уступить требованиям царя и Освященного Собора. 12 марта 1564 г. он был рукоположен в архиепископа Казанского и Свияжскаго. «Правя своей паствою, он неуклонно шествовал по следам своего великого учителя и наставника святителя Гурия». Особенно ревностно он заботился о распространении Христовой веры. Для этого он ввел общежитие в Зилантовском монастыре (Зилантов Свято-Успенский монастырь, расположенный в городе Казань на Зилантовой горе), чтобы увеличить число иноков в сей обители и расширить школу для детей инородцев.

Интересно, что отзыв о Германе оставил один из его современников, знаменитый в русской истории князь Курбский Андрей Михайлович (1528-1583 гг.), впоследствии иммигрировавший на Запад: «Герман был человек знатного рода, не столько высок телом, сколько разумом, муж честного и святого жительства, исследователь Священных Писаний и ревнитель по Боге в делах духовных; не был он причастен никакому обычаю лукавому и лицемерию, но был человек простой, истинный, непоколебимый, великий помощник объятым бедами и напастями и весьма милостивый к убогим».

Опальный пастырь

При содействии святителя в Казани был построен тогда Иоанно-Предтеченский монастырь, существующий и в наши дни. Строительство этого монастыря — видимой знак ревностного старания святителя о благолепии храмов Божиих. В таких трудах святитель управлял Казанской паствою около двух лет.

В 1566 г. митрополит Московский Афанасий из-за ухудшающегося здоровья отказался от управления Церковью. Строгая подвижническая жизнь архиепископа Германа хорошо была известна царю Ивану Грозному, и он пожелал, чтобы Герман занял архипастырский престол. По распоряжению царя святитель Казанский был вызван в Москву. Однако в то время Иван IV окружил себя недостойными опричниками, которые злоупотребляли доверием царя и чинили несправедливости и притеснения.

Вызванный по воле царя в Москву Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Но царь не терпел возражений, и Герман должен был поселиться в митрополичьих покоях еще до посвящения в сан митрополита. И тут проявилась его подлинная архипастырская воля, которую так трудно встретить в современных «князьях церкви». Видя, какие несправедливости причиняют людям злые приспешники царя, он стал со скорбью замечать, как сильно изменился характер царя. Верный своему пастырскому долгу, он стал вразумлять государя царя, просить остановить злодеяния и призывал к покаянию.

Святитель заступался за митрополита Филиппа (Колычева), который тоже ревностно обличал царя и опричников. Опричники, узнав об этом, стали говорить царю, что обличения Германа бессмысленны и не стоит великому правителю внимать им. Более всех против святителя выступал царский любимец Алексей Басманов со своим сыном. Все опричники просили царя, чтобы он не возводил Германа на митрополичью кафедру. Иван Грозный послушался своих любимцев. Он повелел передать Герману: «Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу».

Около двух лет святитель пробыл в Москве под опалой. Его не отпускали в Казань, хоть он и считался архиепископом Казанским. В это время его держали под надзором приставов, в заключении. Но нелицемерный обличитель неправды и в неволе был опасен для коварных опричников. Святитель Герман умер в Москве 6 ноября 1567 года во время моровой язвы, но существует мнение, что он каким-то образом убит по царскому приказу.

Согласно житию святителя Филиппа, Герман был убит в своей келье опричником, который отсёк топором ему голову. Вскрытие мощей святителя в 1922 году частично подтвердило эту версию. В описании мощей указывается: «голова его отрублена, и притом способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами — одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее». Погребен святитель Герман был при церкви святителя Николы Свияжского монастыря.

Прославление архиепископа Германа

Но Господу было угодно прославить Своего угодника чудесами и различными знамениями. При перестройке Никольской церкви были обретены мощи святителя.

В 1592 году жители Свияжска, услышав о чудесах от мощей святителя Германа, обратились к царю Феодору Иоанновичу и к всероссийскому патриарху Иову с просьбой о том, чтобы им было позволено перенести мощи святителя из Москвы в Свияжский монастырь, основанный самим святителем. Просьба эта была исполнена: 25 сентября 1592 года мощи святителя были торжественно встречены жителями Свияжска. Много чудесных исцелений и знамений произошло при этом событии.

Лишь только мощи святителя Германа были внесены в Успенский храм Свияжской обители, великое благоухание распространилось по всему монастырю. В этот момент прозрели два слепца и совершилось много других чудес. Спустя более ста лет, в 1696 году, мощи святого были вновь свидетельствованы, и с того времени началось всеобщее празднование памяти святителя по всей России.

23 июля 1704 года мощи святителя были перенесены из алтаря Успенского храма в самую церковь. В 1842 году для мощей святителя Германа была изготовлена новая сребро-позлащенная рака, а в 1888 году на главу святителя возложили новую митру, при этом в протоколе была отмечена нетленность мощей и разрез на шее, давший возможность говорить о мученической кончине святителя Германа. В советский период рака с мощами святителя Германа была вскрыта, а после закрытия монастыря в 1925 году мощи исчезли.

В 2000 году была обретена частица мощей святителя Германа, которая в ковчежце была сокрыта под престолом храма Ярославских Чудотворцев, куда она, видимо, была перенесена в 1929 году из Иоанно-Предтеченского монастыря.

В миру Григорий Федорович Садырев-Полев, был сыном Садыря (в крещении Федора) Полева, который имел вотчины в Волочком уезде.

Семья Германа Казанского

Полевы вели свое происхождение от боярина Александра Борисовича Поля — потомка смоленских князей. Княжеский титул потерял Ф. Д. Полев, прапрадед Германа, поступивший на службу к волоцкому князю Борису Васильевичу. Полевы, помимо того что имели вотчины в Волоцком уезде, были также тесно связаны с : многие из представителей рода принимали там постриг, здесь же находилась и их родовая усыпальница. При этом, как ни странно, ни отец Германа, ни он сам не отмечены ни в одной из известных родословных Полевых.

Федор Полев, отец Святителя Германа , упоминается как свидетель в грамоте о продаже деревни Иосифо-Волоцкому монастырю в 1526/27 году. В 1530/31 году он пожертвовал в обитель деревню Редькино и примерно в то же время принял в обители монашеский постриг с именем Филофей. Занимал в монастыре должности келаря, казначея, в 1553/54—1554/55 годах был одним из соборных старцев и участвовал в совершении земельных сделок. В 1553 году старец Филофей возглавил суд над Матвеем Башкиным. В 1561 году при невыясненных обстоятельствах он был зарезан.

Путь инока

Будущий принял постриг также в Иосифовом монастыре, где занимался перепиской книг под руководством святителя Гурия (Руготина). По монастырским описям 1545 и 1573 годов известны три созданные им рукописи: Евангелие, Богородичник и Псалтирь. В обители хранилась также принадлежавшая Герману печатная Псалтирь.

В начале 1551 года он был назначен архимандритом , а чуть ранее — настоятельствовал в Отмицком (Вотмицком) Покровском монастыре, что в устье реки Тьмы близ Твери. Описная книга Старицкой обители 1607 года перечисляет многочисленные вклады Германа в обитель.

Вероятно, во время процесса над Матвеем Башкиным Герман находился в Москве, поскольку именно ему выпало сопровождать осужденного в заточение в Иосифо-Волоцкую обитель. Около этого же времени, предположительно в 1553—1554 годах, святитель являлся настоятелем Возмицкой обители.

3 февраля 1555 года Герман стал архимандритом новоучрежденного Свияжского монастыря под Казанью. В Казань он прибыл вместе с архиепископом Казанским святителем Гурием и архимандритом Варсонофием. Герман активно занимался миссионерской деятельностью, которая охватывала нагорную сторону Казанского края на правобережье Волги, в то время как Варсонофию было поручено христианское просвещение левобережной стороны с Казанью.

В 1557 году, когда производилась раздача земель, покинутых жителями во время Казанской войны 1552—1557 годов, Герман добился выделения монастырю больших земельных массивов в Свияжском и Казанском уездах, эти земли стали стремительно осваиваться. Свияжский монастырь стал крупнейшим в крае. Ко времени екатерининской секуляризации церковных имуществ на землях, полученных обителью при Германе, находилось около 60 сел и деревень, жило более 8 тысяч крестьян.

В эпоху настоятельства Германа в обители были воздвигнуты каменные храмы: во имя Николая Чудотворца с колокольней и трапезной (освящен 6 января 1556 года) и собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (освящен 12 сентября 1558 года), вскоре расписанный фресками. Согласно писцовой книге 1568 года, библиотека Свияжской обители насчитывала до 152 книг, из которых восемь являлись пергаменными.

При Германе в Казани было основано подворье Свияжского монастыря, превратившееся к концу XVI века в самостоятельный . Святитель Гурий Казанский поручил свияжскому архимандриту все сельские церковные принты Свияжского уезда, а сам монастырь освободил от своего суда.

Архиерей

После смерти святителя Гурия в 1564 году Герман был избран архиепископом Казанским. Согласно Житию святителей Гурия и Варсонофия, Герман «пас Церковь Божию три лета и восемь месяцев». При этом непосредственно в Казани святитель провел не более двух лет. В это время он ввел общежитие в , что дало возможность увеличить число ее братии.

Последние упоминания святителя в документах относятся к весне-лету 1566 и началу 1567 года. Так, 12 апреля 1566 года он поручился за князя М. И. Воротынского. В воскресенье, 9 июня того же года, архиепископы Пимен Новгородский и Герман Казанский вместе с Ростовским епископом Никандром служили соборно литургию в московском Успенском соборе. 2 июля 1566 года Герман подписал приговорную грамоту Земского собора о продолжении войны с Литвой. Под 25 июля он упоминается в одной из летописей среди участников освященного Собора, избравшего митрополитом бывшего настоятеля Соловецкого монастыря . При этом на самом приговоре об избрании митрополита подпись Германа отсутствует. В следующем году он упоминается как епархиальный архиерей в писцовой книге Казани при описании владений архиерейского дома.

Обстоятельства кончины святителя источники излагают по-разному. Согласно свидетельству Андрея Курбского, после оставления кафедры митрополитом Афанасием 19 мая 1566 года и до возведения на нее Филиппа (Колычева) 25 июля того же года Герман «умолен был от князя великого... да будет архиепископом Руские митрополии: он же, аще и много возбраняшесь от тое вещи, так от него, яко и соборне, принужден к сему» .

Около двух дней Герман провел «на митрополичье дворе», где имел беседу с царем, во время которой святитель убеждал царя обратиться к праведной жизни. Через два дня Герман был найден «во дворе своем мертв... овыи глаголют удушенна его тайне, за повелением его, овы же ядом смертоносным умеренна» .

В соответствии с рассказом Курбского, Герман был убит между 19 мая и 25 июля 1566 года, чему противоречат документы, свидетельствующие, что архиерей был жив еще в начале 1567 года.

В то же время информация Курбского о том, что смерть Германа была насильственной, подтверждается Житием священномученика Филиппа (Колычева), согласно которому Герман был единственным из архиереев, кто выступил в поддержку митрополита против введения опричнины, убеждал царя, что напрасно он ищет лжесвидетелей на праведника. Вскоре Казанский архиерей погиб в своей келье от руки опричника, который двумя ударами топора отсек ему голову.

Переоблачение мощей святителя в 1888 году, когда на его главу была возложена новая митра, и вскрытие праведных останков, имевшее место летом 1922 года, отчасти подтвердили достоверность этих сведений: в описании мощей Германа отмечено, что «голова его отрублена, и притом способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами — одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее» .

Однако рассказ Жития святителя также создает хронологические сложности, так как, по свидетельству новгородского летописца, конфликт царя с митрополитом Филиппом начался в марте 1568 года, то есть после кончины Германа. Можно думать, что смерть Казанского архиепископа стала следствием какого-то конфликта между ним и царем в связи с осуждением Германом опричных репрессий. По сообщению Жития святителей Гурия и Варсонофия Казанских, Герман скончался 6 ноября 1567 года от морового поветрия.

После смерти

Святитель Герман Казанский был похоронен архимандритом Свияжского монастыря Иродионом и архимандритом московского Новоспасского монастыря Иеремией, согласно его завещанию, в московской церкви Николы Мокрого на Китай-городе в Зарядье.

В 1591 году в результате перестройки храма были обретены мощи, от них начали совершаться чудотворения. По просьбе Казанского митрополита Ермогена царь Феодор Иоаннович и разрешили перенести мощи архиерея в Свияжский монастырь. Торжественная встреча святыни в монастыре Казанским митрополитом, братией обители и горожанами состоялась 25 сентября 1592 года. В тот же день митрополит Ермоген совершил отпевание Германа архиерейским чином. Мощи святителя были помещены в алтаре Успенского собора с правой стороны.

Житие и служба святителю Герману с чудесами и надгробным словом написаны монахом Иоанном между 1657 и 1672 годами. В службе содержатся свидетельства митрополита Лаврентия Казанского об исцелении его по молитвам к Герману. В 1696 году Казанский митрополит Маркелл по благословению патриарха Адриана свидетельствовал мощи Германа, которые были перемещены в новую липовую, обложенную серебром гробницу, при этом по просьбе симбирских граждан и духовенства от них отделена была частица для Симбирска. 23 июня 1714 года мощи святителя были перенесены из алтаря на середину храма, где они открыто почивали до закрытия Свияжской обители в 1918 году.

Летом 1922 года состоялось вскрытие мощей Германа. По местному преданию, во время вскрытия по Волге прошел смерч, из-за чего собравшиеся разбежались и мощи святителя остались в обители, монашеская жизнь в которой сохранялась до 1929 года.

Впоследствии святыня была утрачена. Сохранялась лишь частица мощей, перенесенная еще в 1849 году в казанский Иоанно-Предтеченский монастырь. По-видимому, с 30-х годов XX века эта частица сохранялась под престолом кладбищенского казанского храма во имя Ярославских чудотворцев. Она была обретена в 2000 году. Ныне эта частица разделена: одна часть хранится в Иоанно-Предтеченском монастыре, другая — в Успенском соборе Свияжской обители.

Св. Герман, в миру Григорий (в честь св. Григория Декаполита, память 20 декабря), родился в г. Старицы Тверской губернии. Отец его, Феодор Афанасиевич Полев-Садырев, происходил из рода смоленских князей.

С ранней юности Герман был пострижен в монашество в обители прп. Иосифа Волоцкого, где в то время подвизался родной его дед, строгий аскет Нил (в миру Никифор Полев) и другие родственники (Серапион и Симеон Полевы). Благотворное влияние на духовное развитие Германа оказывал настоятельствовавший в монастыре с 1543 по 1552 г. св. Гурий (Руготин), впоследствии первый казанский архиепископ и просветитель Казанской области. Впоследствии и отец св. Германа Феодор в этой же обители принял монашество с именем Филофея и был известен по благочестию и твёрдости в православии; царь Иван Грозный вызывал его в Москву для увещания еретика Матфея.

Слава о подвижнической жизни и духовной мудрости Германа дошла и до родного города, и братия Успенского в Старице монастыря в 1550 г. избрали его себе в настоятели. Кроткий и смиренный Герман со слезами отказывался от предложенной чести, но братия победила его смирение, и Тверской архиепископ Акакий в 1551 г. рукоположил Германа в священный сан и возвёл его в архимандриты.

Недолго св. Герман управлял Старицкой обителью. Тяготясь почестями, он стремился в дорогой ему Иосифов монастырь, к любимым своим книжным занятиям. В звании простого инока возвратившись в Волоколамский монастырь, здесь он снова встретился с своим духовным руководителем, св. Гурием, который, отказавшись от игуменства, проживал до 1554 г. на покое.

Царь Иван Грозный с особенным уважением относился к подвижникам Иосифова Волоколамскаго монастыря и нередко вызывал их к себе для душевных бесед. Из среды иноков этой обители в то время избирались кандидаты на святительские кафедры. Св. Герман с своим отцом Филофеем, Герасимом Леньковым и другими был вызван в Москву по случаю появления вольномыслия и ереси среди белозерских иноков (Матфея Башкина, Феодосия Косого и др.). В 1555 г. на Московском соборе возник вопрос об открытии в Казани святительской кафедры, на которую был избран св. Гурий (Руготин), в сотрудники которому, не без его, конечно, влияния, дан был архимандрит Герман, а также архимандрит Варсонофий.

По прибытии в Казань первого архипастыря Гурия с свитой св. Герману было указано местожительство в г. Свияжске, а для просветительской деятельности ему назначили нагорную (правую) сторону Казанского края, а св. Варсонофию – левую (г. Казань). Первым делом св. Германа было устройство в июле 1555 г. на средства царской казны Успенского монастыря в г. Свияжске. При св. Германе построены были и доныне существующие в Свияжском монастыре соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и церковь св. Николая, также каменная, с колокольней и трапезой (Никольская церковь была освящена 6 января 1556 г., а Успенский собор – 12 сентября 1558 г.); устроены были деревянные кельи для братии и разные службы. Новая обитель была обеспечена от царских щедрот крестьянской землёй, рыбными ловлями и другими угодьями. Св. Герман строил в обители величественные храмы, а сам жил в малой келье, доныне сохранившейся под колокольней церкви св. Николая. Св. Герман, сам строгий аскет, и в своём монастыре по образцу Волоцкой обители ввёл строгое общежитие, причём настоятель во всём был примером для братии. Вся жизнь его проходила в трудах по внешнему благоустройству, и Свияжский монастырь доселе служит памятником его неусыпной деятельности и заботливости; лучшие и образцово устроенные здания в Свияжской обители называются именем св. Германа как их строителя.

Много заботился св. Герман и о духовном просвещении не только братии, но и народа в пределах своего миссионерского округа. Он собрал в обитель много книг – преимущественно в целях просвещения мусульман и язычников; писал сам, а богослужебная литература была пожертвована в Свияжский монастырь царём. При св. Германе в обители была заведена школа для обучения инородческих детей. Свияжская обитель сделалась средоточием, откуда евангельская проповедь распространялась по всему правому берегу Волги (в пределах Казанского края), и где в основном совершалось крещение инородцев.

5 декабря 1563 г. скончался св. Гурий, первый Казанский архиепископ. Собор святителей в Москве в 1564 г. вместе с царём избрали на его место ближайшего его сотрудника, свияжскаго архимандрита Германа, и 12 марта он был хиротонисан в сан архиепископа Казанского. На святительской кафедре св. Герман проявил необычайную ревность в устройстве монастырей как просветительских центров для обращения в христианство инородцев, в постройке храмов, в благоустройстве архиерейского дома и пр., но, к сожалению, слишком кратковременно было его служение на Казанской кафедре: через два года (в 1566 г.) Грозный приказал престарелому московскому митрополиту Афанасию удалиться на покой, и на его место, как достойнейший и по святой жизни, и по образованию, и по пастырской ревностной службе, собором святителей указан был св. Герман. Выбор Грозного (в 1566 г.) пал на него же. Несмотря на все отказы, Герман “принуждён” был согласиться и уже наречён был в московского митрополита. Дня через два царь посетил св. Германа в его покоях, и святитель поспешил воспользоваться этим случаем для откровенной беседы с царём. Грозный рассказал о речах святителя своим недостойным любимцам. Те испугались, как бы св. Герман не убедил царя удалить от себя опричников, и со слезами пали к ногам Грозного, умоляя не возводить Германа в митрополичье достоинство. Наветами и клеветами на св. Германа им удалось до того раздражить царя против святителя, что он послал немедленно изгнать Германа из митрополичьих палат и объявить ему: “Ты ещё и на митрополию не возведён, а уже неволею меня связуешь”.

Курбский писал, что будто бы уже через два дня по изгнании из митрополичьего дома св. Герман был найден на своём дворе мёртвым (“не то от задушения, не то от отравы”). Но это известие оказывается неверным, так как святитель прожил в Москве более года в скорбях и оскорблениях от опричников; он участвовал в торжестве посвящения в митрополиты св. Филиппа, 25 июля; от 1567 сохранилась запись св. Германа в писцовой книге г. Казани. Святитель Герман скончался, говорят, от моровой язвы в Москве 6 ноября 1567 г., во время самого разгара неистовств, которые производили опричники от имени царя, удалившегося в Александровскую слободу, убивая без разбора всех, кто им не нравился. Митрополит (впоследствии патриарх) Гермоген в составленном им житии св. Германа даёт такие сведения: “преставися сей преподобный архиепископ Герман в царствующем граде Москве, в лето 7076, ноября в шестой день; пас церковь Божию три лета и месяц восемь; бе же тогда мор силен; повеле же себе положити в чину святительском, якоже поведают ученицы его, обаче тогда не сподобися святительски погребен быти, не сущу бо тогда митрополиту, ни иному кому обрестися от святитель во граде Москве, грех ради наших, но тако просто погребен бысть архимандритами паствы своея Свияжским Иродионом и Казанским Иеремиею, в чину святительском, якоже повеле, у церкви св. Николая, иже зовется Мокрый”. Но мор послужил только удобным средством для благовидного объяснения загадочной кончины глубоко уважаемого народом святителя. Глава св. Германа оказалась отрубленной, из чего видно, что святитель сделался жертвой опричников. По ходатайству митрополита Гермогена с разрешения царя Феодора Ивановича и благословения патриарха Иова мощи его были в 1591 г. перенесены из Москвы в Свияжский монастырь.

Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местночтимых святых. Казань. 1907 (орфография и пунктуация оригинала несколько адаптированы к современному русскому языку)

архиепископу Казанскому и Свияжскому

О святителю Христов Германе, богомудрый обители сея основателю, духовный иночествующих вождю, примером Христоподражательной жизни твоея всех верных и в жизни и по кончине твоей наставляющий! К тебе прибегаем и тебе усердно молим: соделай святыми твоими молитвами, да и мы благодатию Божиею созиждемся во обитель Духа Святаго, последованием жизни твоей воображаемся во образ Христов, во образ преподобия и правды, и осеняемы силою благоприятных молитв твоих, приносим плоды благих дел, благоугождающе Господу, да тщимся ходити во свете лица Его, паче всего любити Его и исполняти святую волю Его, служити во благо ближних наших и всемерно соделовати спасение свое, на пути многопременчивой жизни, терпением всякой тесноты, скорбей, лишений. А дабы возмощи нам понести благое иго Христово, моли, святче Божий, о укреплении немощи нашей помощию свыше, да избавит нас Господь от враг видимых и невидимых, от огненнаго и воднаго потребления, от неблагорастворения воздуха и тлетворных ветр, а паче от душепагубнаго пламене, потопления и обуревания страстей наших, да, под кровом благости и милосердия Божия, тихое и безмолвное житие поживем, ждуще блаженаго явления Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Святым Его Духом честь и слава во веки веков. Аминь.

О святителю Германе, великий угодниче Христов, обители сей богомудрый основателю, монашествующих наставниче и града сего недремлемый блюстителю, святою душею твоею на небеси престолу Святыя Троицы предстояй, нетленным же телом зде во обители твоей почиваяй и многоразличная чудеса молитвами совершаяй! Призри на ны и на вся люди, к цельбоносному твоему гробу притекающия и твоего ко Господу ходатайства во обдержащих нуждех просящия. Понеже мы, по множеству грехов наших, не точию недостойни принести со дерзновением молебный глас, но ниже возвести очес наших на небо; ты же, яко стяжавый дерзновение, принеси за всех, к честней раце твоей приходящих, теплыя молитвы ко Господу, еже избавитися нам от глада, потопа, труса, огня, меча, брани, от людей и диавола бывающия, и от всякия душевныя и телесныя болезни; да избавльшеся сих и работающе Господу, Емуже предстоиши, внидем в нескончаемый покой и вкупе с тобою прославим всех благих подателя Бога, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О великий угодниче Христов, Германе, теплый о нас ко Господу молитвенниче, всем притекающим к тебе во скорбех предстателю, испроси нам помощь в немощех, утешение в скорбех, здравие в недузех душевных и телесных; умоли Господа даровати нам оставление во всех, елика согрешихом от юности нашей в житии сем делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы, и при кончине нашей испроси нам время покаяния, да, предваривше искренним исповеданием грехов и очищением совести исход душ наших, безбедно прейдем воздушныя мытарства и избавимся осуждения и муки, милостию Безначальнаго Отца, благодатию собезначальнаго Сына и освящением присносущаго Духа. Аминь.

О великий угодниче Христов, Германе! Испроси нам, рабам Божиим (имена), у Господа помощь в немощех, утешение в скорбех, здравие в недузех душевных и телесных: умоли Его даровати нам оставление всех, елика согрешихом от юности нашея в житии сем и при кончине нашей испроси нам время покаяния, да искренним исповеданием грехов сию предваривше, безбедно прейдем воздушныя мытарства, и избавимся от осуждения и муки, милостию Безначального Отца, благодатию Собезначального Сына и освящением Присносущнаго Духа, во веки веков.

Святитель герман архиепископ казанский молитва

Святителю Герману, архиепископу Казанскому и Свияжскому (тропари, кондаки и молитвы)

О т ю́ности и́го Христо́во усе́рдно восприи́м,/ бде́нными по́двиги поста́ и моли́твы, просла́вился еси́./ Отону́дуже призыва́ющу тя Бо́гу на служе́ние Це́ркви/ в новопросвеще́ннем ца́рстве Каза́нстем,/ вку́пе со святи́телем Гу́рием воззва́н был еси́,/ иде́же, я́ко первонача́льник созда́нной тобо́ю в гра́де Свия́жске оби́тели,/ и досто́йный первосвяти́телю прее́мник яви́лся еси́./ Ду́хом предстоя́ Престо́лу Влады́чню,/ моли́ся, святи́телю Ге́рмане, со святи́телем Гу́рием,/ правосла́вней па́стве во благоче́стии преспева́ти,// и тьме́ инове́рия све́том ве́ры разгна́тися.

Ин тропарь, глас 4:

Я́ ко вели́ким па́стырем единонра́вна/ и учи́телем вселе́нныя единомы́сленна,/ Це́ркве Бо́жия служи́теля усе́рдна/ и строи́теля та́ин Христо́вых благогове́йна,/ сте́кшеся благове́рнни лю́дие Свия́жския оби́тели богому́драго основа́теля/ и Каза́нския новопросвеще́нныя па́ствы святи́теля Ге́рмана/ пе́сньми и пе́нии восхва́лим, глаго́люще:/ не преста́й присеща́ти моли́твами твои́ми на всю па́ству твою́,// и в ве́ре и благоче́стии блюди́ невреди́мо.

Д о́блестями преподо́бия и пра́вды/ вруче́нное тебе́ слове́сное ста́до озаря́я,/ и на зла́чных Сло́ва Христо́ва па́житях пита́я,/ на пра́вый путь за́поведей Госпо́дних/ си́лою ду́ха твоего́ наставля́л еси́ е́./ Те́мже и ны́не осеня́емое цельбоно́сными чудотворе́нии твои́ми,/ в святу́ю па́мять твою́, зове́м тебе́:/ не преста́й, святи́телю, предста́тельствовати/ пред Пастыренача́льником о ста́де твое́м,/ я́ко па́ствы твоея́ утвержде́ние,// и су́щим по тебе́ святи́телем удобре́ние.

Б о́дрствуя в моли́твах,/ послуша́ния до́брый рачи́тель быв,/ в терпе́нии стяжа́л еси́ ду́шу твою́,/ де́лы смиренному́дрия и кро́тости изря́дствуя,/ престо́л святи́тельства благове́рием и благоче́стием украси́л еси́,/ о́тче священнонача́льниче Ге́рмане,/ моли́ Христа́ Бо́га о всем ста́де твое́м,/ я́ко па́ствы твое́й утвержде́ние // и су́щим по тебе́ святи́телем све́тлое украше́ние.

О святи́телю Христо́в Ге́рмане, богому́дрый оби́тели сея́ основа́телю, духо́вный и́ночествующих вождю́, приме́ром Христоподража́тельной жи́зни твоея́ всех ве́рных и в жи́зни и по кончи́не твое́й наставля́ющий! К тебе́ прибега́ем и тебе́ усе́рдно мо́лим: соде́лай святы́ми твои́ми моли́твами, да и мы благода́тию Бо́жиею сози́ждемся во оби́тель Ду́ха Свята́го, после́дованием жи́зни твое́й вообража́емся во о́браз Христо́в, во о́браз преподо́бия и пра́вды, и осеня́емы си́лою благоприя́тных моли́тв твои́х, прино́сим плоды́ благи́х дел, благоугожда́юще Го́споду, да тщи́мся ходи́ти во све́те лица́ Его́, па́че всего́ люби́ти Его́ и исполня́ти святу́ю во́лю Его́, служи́ти во бла́го бли́жних на́ших и всеме́рно соде́ловати спасе́ние свое́, на пути́ многопреме́нчивой жи́зни, терпе́нием вся́кой тесноты́, скорбе́й, лише́ний. А да́бы возмо́щи нам понести́ благо́е и́го Христо́во, моли́, свя́тче Бо́жий, о укрепле́нии не́мощи на́шей по́мощию свы́ше, да изба́вит нас Госпо́дь от враг ви́димых и неви́димых, от о́гненнаго и во́днаго потребле́ния, от неблагорастворе́ния возду́ха и тлетво́рных ветр, а па́че от душепа́губнаго пла́мене, потопле́ния и обурева́ния страсте́й наших, да, под кро́вом бла́гости и милосе́рдия Бо́жия, ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м, жду́ще блаже́наго явле́ния Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Ему́же со Отце́м и Святы́м Его́ Ду́хом честь и сла́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О святи́телю Ге́рмане, вели́кий уго́дниче Христо́в, оби́тели сей богому́дрый основа́телю, мона́шествующих наста́вниче и гра́да сего́ недре́млемый блюсти́телю, свято́ю душе́ю твое́ю на Небеси́ Престо́лу Святы́я Тро́ицы предстоя́й, нетле́нным же те́лом зде во оби́тели твое́й почива́яй и многоразли́чная чудеса́ моли́твами соверша́яй! При́зри на ны и на вся лю́ди, к цельбоно́сному твоему́ гро́бу притека́ющия и твоего́ ко Го́споду хода́тайства во обдержа́щих ну́ждех прося́щия. Поне́же мы, по мно́жеству грехо́в на́ших, не то́чию недосто́йни принести́ со дерзнове́нием моле́бный глас, но ниже́ возвести́ оче́с на́ших на Не́бо; ты же, я́ко стяжа́вый дерзнове́ние, принеси́ за всех, к честне́й ра́це твое́й приходя́щих, те́плыя моли́твы ко Го́споду, е́же изба́витися нам от гла́да, пото́па, тру́са, огня́, ме́ча, бра́ни, от люде́й и диа́вола быва́ющия, и от вся́кия душе́вныя и теле́сныя боле́зни; да изба́вльшеся сих и рабо́тающе Го́споду, Ему́же предстои́ши, вни́дем в несконча́емый поко́й и вку́пе с тобо́ю просла́вим всех благи́х пода́теля Бо́га, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О вели́кий уго́дниче Христо́в, Ге́рмане, те́плый о нас ко Го́споду моли́твенниче, всем притека́ющим к тебе́ во ско́рбех предста́телю, испроси́ нам по́мощь в не́мощех, утеше́ние в ско́рбех, здра́вие в неду́зех душе́вных и теле́сных; умоли́ Го́спода дарова́ти нам оставле́ние во всех, ели́ка согреши́хом от ю́ности на́шей в житии́ сем де́лом, сло́вом, помышле́нием и все́ми на́шими чу́вствы, и при кончи́не на́шей испроси́ нам вре́мя покая́ния, да, предвари́вше и́скренним испове́данием грехо́в и очище́нием со́вести исхо́д душ на́ших, безбе́дно пре́йдем возду́шныя мыта́рства и изба́вимся осужде́ния и му́ки, ми́лостию Безнача́льнаго Отца́, благода́тию собезнача́льнаго Сы́на и освяще́нием присносу́щаго Ду́ха. Ами́нь.

О вели́кий уго́дниче Христо́в, Ге́рмане! Испроси́ нам, раба́м Бо́жиим (имена), у Го́спода по́мощь в не́мощех, утеше́ние в ско́рбех, здра́вие в неду́зех душе́вных и теле́сных: умоли́ Его́ дарова́ти нам оставле́ние всех, ели́ка согреши́хом от ю́ности на́шея в житии́ сем и при кончи́не на́шей испроси́ нам вре́мя покая́ния, да и́скренним испове́данием грехо́в сию́ предвари́вше, безбе́дно пре́йдем возду́шныя мыта́рства, и изба́вимся от осужде́ния и му́ки, ми́лостию Безнача́льного Отца́, благода́тию Собезнача́льного Сы́на и освяще́нием Присносу́щнаго Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

  • 22 Ноябрь 2017

Обновления на сайте

Обновления на сайте

В раздел ТИПИКОН добавлена Глава 56. и Глава 57.

Объявления

  • 08 Июль 2014

Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК, который является приложением к сайту Псаломщик.

ПОИСК ПО САЙТУ

Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.

Герман Казанский и Свияжский

Акафист, иже во святых отцу нашему Герману архиепископу, Казанскому и Свияжскому, чудотворцу.

Избранный святителю, теплый о нас к Богу молитвенниче, угодниче Христов, преподобне отче Германе, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед твоим предстательством избавляй, да зовем ти: Радуйся, святителю Германе, великий чудотворче.

Ангелом уподобляя непорочным житием Святыя твоя, Господи, отверзи ми ум и язык восхвалити богоугодную жизнь преподобныя деяния святителя твоего Германа, да зовем ему, вземшему от юности благий ярем твой на рамо свое: Радуйся, благочестиваго корене благочестивая отрасль; радуйся, от чрева матерня избранный служителю в преподобии и правде. Радуйся, от отроческих лет кротким и благим нравом себе украсивый; радуйся, от младого возраста в посте и молитве паче возраста преуспевый. Радуйся, с учением книжным паче страху Божию себе обучавый; радуйся, в юных летах крепким подвижником воздержания себе явивый. Радуйся, манием божественным издалеча к великому твоему избранию ведомый; радуйся, тем же вседетельным манием исперва, яко зеница ока блюдомый. Радуйся, святителю Германе, великий чудотворче.

Видя тщету мирскаго жития многомятежность человеческих попечений, блаженне, жизнь твою исперва посвятил еси Богу, во еже непрестанно и устами и сердцем воспевати ему: Аллилуиа.

Разумом посвящаемым свыше, и желанием влекомый к горней жизни, ты вкупе с богомудрым родителем твоим, паче всего тщася о угождении Богу, отвергшие красная мира, тесный иноческий путь избрал еси. Восхваляя твое благое изволение, взываем тебе: Радуйся, вне мирскаго мятежа от младости работати Богу предложивый; радуйся, юность твою, яко жертву непорочну, отвержением от мира Богу принесый. Радуйся, в жизни по Бозе под духовным игуменством будущаго святителя Гурия преспевавый; радуйся, емуже вкупе в великом пастырском служении в споспешника и преемника благодатию уготовлявыйся. Радуйся, в тойжде (Волоколамской) обители и сам в меру духовнаго вожденачальства достигнувый; Радуйся, первым тщавыйся быти в послушании, аще и последним во иноцех себе именовавый. Радуйся, яко елико смирял еси себе, толико паче благодатию к возвышению был еси уготовляем; Радуйся, и смиренным возвращением от начальства на прежнее послушание новыя духовныя силы для последующаго служения твоего стяжавый. Радуйся, святителю Германе, великий чудотворче.

Силою вышняго, уготовлявшею тя во спасение твое и многих, ты избранниче Божий, ведом был еси от силы в силу богоугодной жизни и дел. Темже и воззван был еси благодатию на служение церкви в новопросвещеннем царстве казанском, во еже научити и неведущих Спасителя мира звати ему: Аллилуиа.

Имея благое помышление Царь новоприобретенное силою крестною царство Казанское паче всего устроити во единстве благочестия, да единым духом веры приобщится оно к великой державе царства Российскаго, аки часть к своему телу, при первосвятителе Гурии избра тя собором церкви в служебника ему. О сем ублажая тя, присноблаженне, глаголем: радуйся, соборным гласом на дело апостольское достойно избранный; радуйся, усердный делателю Христов в новопросвещенной стране магометанскаго заблуждения. Радуйся, яко благоплодный сад, святую обитель во граде Свияжске насадивый; радуйся, храм во славу успения Богоматери, аки неувядаемый трудов твоих памятник в ней соорудивый. Радуйся, тую первее присноцветущею лепотою подвигов твоих украсивый; радуйся, в богоспасаемом братстве новонасажденной обители твоей паче всего плоды послушания и страха Божия возвращавый. Радуйся, собирая словесных овец в словесный двор, всех и для спасительнаго жительства, и для наставления приходивших к тебе, любезно принимавый; радуйся, славою добродетелей твоих многих из мрака магометанскаго нечестия во свет истиннаго благочестия обращавый. Радуйся, святителю Германе, великий чудотворче.

Бурю мирскаго жития, многообразными превратностями злоключений выну воздвизаемую, благоотишно, яко мудрый кормчий, прешед святитель Гурий, в пристанище безмолвнаго покоя достиже; на поприще бо новопросвещенной паствы, среди непрерывных трудов подвизаяся, первосвятитель Казанский успе мирным сном безсмертия. Ты же, блаженне, яко первый сослужитель и ревностный сотрудник скончавшагося, явился и достойный преемник ему, да на престоле святительства пастыреначальственно вещаеши Богу: Аллилуиа.

Слышав богоправимый собор великия Российския церкви о блаженней кончине перваго святителя великия паствы Казанския, единогласно суди, яко токмо ты избранный Божий достоин возвести на седалищи блаженнаго Гурия. Темже воззваный в царствующий град, аще и отрицался еси по обычному тебе смирению от сана святительскаго, обаче повинуяся соборному определению, восприял еси святительский жезл паствы Казанския. Темже и мы в веселии приветствуем тя: Радуйся, благий рабе Господа, верностию в меньшем соделавшийся достойным большаго служения; радуйся, светильниче, на свещнице во спасение многим поставленный. Радуйся, наставниче, и словом, а паче примером жизни твоей наставлявший верных и неверных на путь Христов; радуйся, пастырю добрый, неусыпным попечением полагавший душу твою о спасении душ пасомых. Радуйся, мудрый приставниче дома Господня, всем по коегождо потребе нужная устроявший; радуйся, верный раздаятелю благ Господа твоего, помощь бедствующим, утешение скорбящим, неоскудно подававший. Радуйся, в благоговейном служении твоем, и сердце и преподобныя руце твои о пастве ко Господу воздевавший; радуйся, благоприятными молитвами твоими мир, милость и благодать Божию на новопросвещенныя люди низводивший. Радуйся, святителю Германе, великий чудотворче.

Боготечной звезде уподобился еси, всехвальне святителю, восходя бо благодатию Божиею от силы в силу по священным степенем иерархии, воззван был еси от паствы Казанския на высоту престола митрополии Московския, да со всею церковию воспеваеши Богу: Аллилуиа.

Видевши Благоверный Царь богоугодное твое житие, святителю, соизволи на вышший свещник Всероссийския митрополии поставити тя, ты же, блаженне, по смиренномудрию твоему, являя себе недостойна быти таковаго сана, достойнейшего поставити умолял Державнаго. Обаче повинуяся званию, уготовлялся исполнити волю цареву: но положил еси в сердце первее изрещи царю слово правды, яже правда аки зло вменися, и запя тя на пути вручаемаго тебе первопрестолия. Сего ради сугубо ублажаем тя: Радуйся, и на высоте святительства смиренная о себе мудрствовавый; радуйся, на первопрестолии Российския церкве паче бремя, неже честь себе видевый. Радуйся, яко во еже большим послужити во спасение, готов был еси и вышшее служение прияти; радуйся, прежде восшествия на высоту престола, во смирении слово царю провещавый. Радуйся, правды ради гонение и изгнание от предлежащия чести приявый; радуйся, слово право пред царем, паче приятия временной славы предсудивый. Радуйся, верою и правдою служити благу церкви и царства, необиновенно на первосвятительском престоле помышлявый; радуйся, изгнанием правды ради, блаженство небесное себе уготовивый. Радуйся, святителю Германе, великий чудотворче.

Проповедник истины был еси, святителю Германе, егда злобнии опричницы восташа на святителя Филиппа, ты един на суде неправеднем глаголал еси пред царем о неправде, возводимой на мужа неповиннаго, вещая в непоколебимой правде Богу: Аллилуиа.

Возсия, святителю, в новом свете правота духа твоего, егда неповинный святитель Филипп неправедно был судим и осужден, ты един из святителей воздвиг глас в защиту страдальца, благодерзновенно вещая пред царем, яко блаженный он от юности ни суда ложна, ни лицеприятия не веде. Ублажая праволюбие твое, вещаем тебе: Радуйся, при ангельской кротости твоей, крепкий ревнителю благочестия, егда зрел тое небрегомых от нечестия; радуйся, поборниче угнетаемый правоты. Радуйся, бестрепетный защитниче неповинности; радуйся, ревностию твоей по истине, древним святым ревнителям уподобивыйся. Радуйся, благодерзновением Грознаго удививый, но смиренномудрием того на кротость пременивый; радуйся, пример любви к правоте и последующим родам оставивый. Радуйся, при западе жизни твоей, пламенныя лучи светлаго духа твоего в споборении истине показавый; радуйся, праволюбивым защищением правоты, течение праведной жизни твоей увенчавый. Радуйся, святителю Германе, великий чудотворче.

Хотя непорочную жизнь твою, яко добрый подвиг скончати, потщался еси и царю в смиренномудрия слово благо рещи, и пред царем в защиту мужа праведнаго правое слово провещати. Темже совершив течение твое, яко ревнитель благочестия и поборник истины, стяжал еси дерзновение во исходе твоем взывати Богу: Аллилуиа.

Новаго тя ревнителя по благочестия и поборника правоты позна грозный царь и весь совет его, егда вещал еси царю в пастырской кротости словеса правоты и страха Божия, и на суде святителя, глаголал еси пред царем во ограждение неповиннаго. Темже вне паствы твоея, в царствующем граде пребывая в терпении, тамо и блаженную жизнь твою, от посещения Божия града, смертоносным посещением скончал еси. Ублажая смиренное в духе, но высокое в делах течение жизни твоей, и смиренную кончину твою, таковая тебе приносим: Радуйся, ревнителю смиренномудрия, от юности путь смирения избравый; радуйся, и на священныя степени звания и избрание с смиренным уклонением принимавый. Радуйся, жизнь твою при Боговодимом шествии, якоже в смирении и скончавый; радуйся, при кончине твоей очистительную жертвою прегрешений от посещения Божия умерших бывый. Радуйся, якоже не искавый славы человеческой в жизни, тако смиренное погребение восприявый и в смерти; радуйся, яко воистину странник, выну искавший небеснаго града, в царствующем граде из дольней к горней жизни прешедый. Радуйся, яко, идеже во смирении сном смертным еси опочил, таможде Господь преславно тя чудодействием явил; радуйся, яко не даде Господь видете тебе, преподобному своему, истления. Радуйся, святителю Германе, великий чудотворче.

Странное и преславное сотвори о тебе, преподобне, прославляющий преподобныя своя Господь. Слышавше бо присная твоя чада, новосажденной тобою обители иноцы, и благочестивии Богоспасаемыя паствы твоея людие, града Свияжска жители от святых мощей твоих в царствующем граде Москве изливающиеся исцеления, потщашася возвратити тя во град свой, в место первых подвигов твоих на поприще просвещения верою новоприобретенныя страны, во еже благоприятнее при нетленных мощех твоих пети Богу: Аллилуиа.

Вседушно, от всея любви, и всенародно, всякаго чина и звания, монаси и мирстии, града Свияжска жителие вожделеша имети мощи твоя, святителю, в сзданней тобою обители, в месте славы благодати, действовавшей тобою в духовном созидании иночества, и назидании всех приходящих к тебе для душевной пользы. Темже испросивше соизволение благочестивейшаго царя, с неизглаголанною радостию пренесоша святыя мощи твоя, в созидании тобою обитель. И мы, в радости их, весело приветствуем тя: Радуйся, яко по смиренней кончине, прославленным тобою Господом прославлен еси; радуйся, яко для принятия святых мощей твоих, в благоговейно соетавший тя град сподвигшеся и сам архипастырь, святитель Гермоген. Радуйся, яко тойже великий святитель, со всем освященным собором, подобающее твоей святыне надгробное пение соверши; радуйся, яко, при внесении мощей твоих в созданный тобою храм Богородицы, дивное благоухание преисполни храм и обитель. Радуйся, яко к общей благоговейней радости, святыя мощи твоя целы и нетленны обретошася; радуйся, яко многоразличными исцелениями знаменовася слава святых мощей твоих. Радуйся, яко теми же чудодействиями засвидетельствовася, яко обрел еси благодать у Господа; радуйся, яко и Симбирстии граждане вожделеша имети часть мощей твоих, во освящение благодатную помощь. Радуйся, святителю Германе, великий чудотворче.

Всякия болезни, живущею в тебе благодатию святаго Духа, ты святителю врачуеши с верою притекающих к цельбоносным мощем твоим. Сего ради приемлюще тобою благодать исцелений, благодарне приявшему на себе недуги наша Спасителю поем: Аллилуиа.

Витийство человеческое не может изрещи благодати нетления мощей твоих, ни поведати силы чудодействия оных. Мы же таинство верою приемлюще, благочестно вещаем: Радуйся, чистотою духа от всякаго брения отрешивыйся; радуйся, постом и воздержанием, яко благовонною смирною, тело твое тления непричастно сотворивый. Радуйся, непрестанною молитвою, яко небесным светолитием, тоежде благодатной силы исполнивый; радуйся, всельшимся в тя животворящим Духом по смерти чудодействующий. Радуйся, сиявшим в тебе светом Христовым, телесныя и душевныя очи просвещающий; радуйся, богодарованною тебе силою, нечистыя духи от одержимых ими отгоняющий. Радуйся, в прибегающих к тебе страсти душевныя и телесныя врачующий; радуйся, яко бодренно соделовавший спасение твое, и всех усердно притекающих к тебе спасению споспешествующий. Радуйся, святителю Германе, великий чудотворче.

Спасти хотя душу твою, отнележе начал еси работати Господеви, всякия скорби, лишения и уничижения добльственно терпя, по блаженной кончине твоей, соделался еси прибежищем всем скорбями житейскими обуреваемым, во еже со всеми взывати благодарно Избавителю всех: Аллилуиа.

Стена и ограждение святыя мощи твоя, присноблаженне, прибегая бо с верою под цельбоносную сень оных, никтоже молитвами твоими, из храма твоего без благодатнаго утешения отходит. В немже бо сам искушен был еси, в сем и искушаемым испрашиваеши помощи. Предстояще убо с любовию живоприемному гробу твоему, взываем: Радуйся, присный о нас к Богу ходатаю. Радуйся, бедствующих предстателю; радуйся, печальных утешителю. Радуйся, нуждающихся помощниче; радуйся, гонимых прибежище. Радуйся, обуреваемых злоключениями тихое пристанище; радуйся, во мраке недоумения сущих богосветлое вразумление. Радуйся, обидимых заступниче; Радуйся, изнемогающих духом богомудрое подкрепление. Радуйся, святителю Германе, великий чудотворче.

Пение похвальное приносяще тебе святителю, вемы, яко ни святаго жития твоего, ни преподобных деяний, ни чудес, благодатию Божиею от мощей твоих обильно нам подаваемых, по достоянию не токмо восхвалити, но ниже, якоже подобает, известити возмогохом. Обаче ведуще тя превыше всех похвал суща, во светлостях святых, вселящеся простираем молебный глас о тебе, прославляющему святыя своя: Аллилуиа.

Светозарный светильник имуще святыя мощи твоя, путь правый нам освещающий, и греховный мрак разгоняющий, блажим тя во обителех горних вселящеся, и от неистощимаго источника благодати Божией благая и полезная по коегождо потребе нам испрашивающа; Радуйся, за земныя подвиги твои, пренебесными благами от подвигоположника обдарованный; радуйся, за нищету духовную царство небесное восприемый. Радуйся, за воздыхания и слезы непроходящим веселием утешающийся; радуйся, за кротость твою землю вечнаго обладания наследивый. Радуйся, за алчбу и жажду от неистощимаго потока сладости насыщающийся радуйся, за милосердие твое, милость от Бога получивый. Радуйся, за чистоту твою, лицезрением Божиим наслаждающийся; радуйся, за гонение правды ради, на месте злачне премирнаго покоя вселяющийся. Радуйся, святителю Германе, великий чудотворче.

Благодать всельшуюся в тя святаго Духа, явив в жизни, в смерти и по смерти твоей, святителю, облагодати нашу мысль, недоумеем бо, како совершим скудную песнь нашу в похвалу тебе, разве запечатлеем тую совокуплением во едино, яко разделенных лучей, воспетых нами доблестей твоих, да хваляще тя выну, устами и сердцем поем Богу: Аллилуиа.

Поюще твое Христоподражательное житие, богомудрыя деяния, блаженную кончину, преславныя по кончине чудодействия, и явленнейшия доблести твои, яко светлыя лучи соединяя вкупе, от собственных твоих доброт приносим тебе хваление таковое: Радуйся, от юности твоей крепким постником, и неослабным подвижником себе явивый; радуйся, по священным степенем возводимый благодатию, паче же восхождением в сердце, по внутренней святости смиренномудренно возвышавыйся. Радуйся, добльственный блаженнаго Гурия в духовном созидании паствы Казанския сотрудниче; радуйся, тогожде достойный в пастыреначальстве преемниче. Радуйся, имевый звание светити и на высоте Всероссийской митрополии; радуйся, исповедниче истины пред царем, и защитниче страдальческой правоты святителя. Радуйся, на месте смиреннаго покоища чудодейственною благодатию проявленный; радуйся, преславно из царствующаго града нетленными мощами твоими во обитель твою пренесенный. Радуйся, основанной тобою обители священное ограждение и украшение; радуйся, яко в скорбех утешение, в болезнех исцеление, мощи твои нам даровашася. Радуйся, благоприятный о нас дольних и перстных, вкупе смиренных грешных, в горних к Богу предстателю, и немолчно молитвенниче. Радуйся, святителю Германе, великий чудотворче.

О великий угодниче Божий, святителю Германе, приими сие усердное к тебе моление наше, и благоприятным твоим пред престолом святыя Троицы предстательством, моли о нас недостойних рабех твоих, еже избавитися нам от належащих бед, внезапныя смерти и вечнаго осуждения, да сподобимся вкупе с тобою, в лике святых, выну единому в Троице Богу, Спасителю нашему, воспевати: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва Герману архиепископу, Казанскому и Свияжскому

О великий угодниче Христов, Германе, теплый о нас ко Господу молитвенниче, всем притекающим к тебе в скорбех предстателю, испроси нам помощь в немощах, утешение в скорбех, здравие в недугах душевных и телесных; умоли Господа даровати нам оставление во всех, елика согрешихом от юности нашей в житии сем, делом, словом, помышлением, и всеми нашими чувствы: и при кончине нашей испроси нам время покаяния, да предварив искренним исповеданием грехов и очищением совести исход душ наших, безбедно прейдем воздушныя мытарства, и избавимся осуждения и муки, милостию безначальнаго Отца, благодатию собезначальнаго Сына, и освящением присносущнаго Духа. Аминь.

Сайт управляется системой «Expresss-Web».

Создание и поддержка – проект «Епархия»

Сайт создан по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия.

Герман (Садырев-Полевой) (+ 1567), архиепископ Казанский и Свияжский, святитель. Память 23 июня (6 июля), 25 сентября (8 октября), 6 ноября (19 ноября), в Соборах Казанских и Тверских святых.

В миру Григорий Садырев-Полевой. Родился в городе Старице, происходил из древнего боярского рода Садыревых-Полевых, ведущего свое начало от князей Смоленских. В молодые годы Григорий принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре от игумена Гурия. В монастыре святой занимался книгописанием, был близок с жившим там в заключении преподобным Максимом Греком.

В 1551 году братия Старицкого Успенского монастыря, узнав о благочестии своего соотечественника, избрала его архимандритом. По их просьбе Герман принял от Тверского епископа, Акакия, рукоположение в священство и был возведён в сан архимандрита.

Вступив в управление монастырём, святой Герман с пастырской ревностью заботился о его благоустройстве — как внешнем, так и внутреннем. Для иноков он был образцом смирения и кротости. Он увещевал всех строго соблюдать иноческие обязанности, а для руководства ввел в своей обители устав преподобного Иосифа Волоцкого.

Но через два с половиной года архимандрит Герман оставил Старицкий монастырь, передав начальство в нем своему постриженику, священноиноку Иову, впоследствии первому Патриарху Московскому, подвижнику и страдальцу за Русскую землю. Любовь к уединённым подвигам вернула его в родной Волоколамский монастырь, где святой Герман спасался как простой инок. Когда же в Москве появился новый еретик Матвей Башкин, не признававший Святых Таин и отрицавший веру в Святую Троицу, святой Герман вместе со своим отцом (принявшим постриг в Волоколамской обители с именем Филофей) был вызван на Московский Собор 1553 года. Собор осудил еретика Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамскую обитель к святому Герману, известному святой жизнью ревнителю Христовой веры.

В 1555 году, после покорения Казани, там была учреждена архиерейская кафедра, на которую назначили архиепископом бывшего игумена Волоколамского монастыря святителя Гурия. Ему было поручено устроить в миссионерских целях Успенскую обитель в городе Свияжске. Настоятелем новой обители Успения Пресвятой Богородицы в Свияжске по указанию святителя Гурия был назначен святой Герман. Был выстроен каменный собор с колокольней и монашеские келлии. Сам настоятель жил весьма скромно, в тесной келлии под соборной колокольней. Святой Герман особенно заботился о собирании монастырской библиотеки.

Вскоре монастырь его прославился широкой благотворительностью и стал центром просвещения Казанского края.

12 марта 1564 года, по преставлении святителя Гурия, святой Герман был посвящен во епископа Казанского. Непродолжительное время его управления кафедрой отмечено заботой о построении храмов и о просвещении края.

В 1566 году святителя Германа вызвал в Москву Иоанн Грозный и повелел избрать его на Московскую митрополичью кафедру. Святитель Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Царь не терпел возражений, и святитель должен был поселиться в митрополичьих покоях до возведения в сан митрополита.

В сие время, беседуя с Иоанном Грозным наедине, он хотел испытать его сердце: начал говорить с ним, как должно первосвятителю, о грехах и христианском покаянии, тихо, скромно, однако ж с некоторою силою. Упомянул о смерти, о страшном суде, о вечной муке злым. Иоанн задумался, вышел от него с лицем мрачным, пересказал любимцам своим речи архиепископа и спрашивал, что они думают? Алексей Басманов ответствовал: «Думаем, государь, что Герман желает быть вторым Сильверстом: ужасает твое воображение и лицемерит, в надежде овладеть тобою, но спаси нас и себя от такого архипастыря». — «Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу», — передал царь архиепископу через своих любимцев и приказал изгнать святителя Германа с митрополичьего двора и держать в Москве под надзором. Митрополитом же Московским был избран свт. Филипп (Колычев).

Около двух лет святитель пробыл в опале. Он один поднял искренний голос за святителя Филиппа, когда царь требовал его осуждения. 6 ноября 1567 года скончался, полагают, что опричники были его убийцами. Его похоронили в церкви святителя Николая Гостунского.

Князь Курбский в сказаниях своих говорит о кончине святителя Германа так: «овии глаголют удушенного тайно за повелением его (царским), овии же ядом смертоносным уморенна». О свойствах же святителя изъясняет:

…и бе он яко тела великаго муж, так и разума многаго, и муж чистаго и воистину святаго жительства, и священных писаний последователь и ревнитель по Бозе, и в трудах духовных мног… человек простый, истинный и непоколебим в разуме, и великий помощник был в напастях и бедах объятым, також и к убогим милостив зело.
По просьбе жителей города Свияжск, мощи святителя в 1592 году были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь. Гроб его встречал святитель Ермоген, тогда митрополит Казанский.

Кондак святителя Германа, архиепископа Казанского

глас 4

Доблестями преподобия и правды/ врученное тебе словесное стадо озаряя/ и на злачных Слова Христова пажитях питая,/ на правый путь заповедей Господних/ силою духа твоего наставлял еси е./ Темже и ныне, осеняемое цельбоносными чудотворении твоими,/ в святую память твою, зовем тебе:/ не престай, святителю, предстательствовати/ пред Пастыреначальником о стаде твоем,/ яко паствы твоей утверждение/ и сущим по тебе святителем удобрение.

Тропарь святителя Германа, архиепископа Казанского

глас 4

От юности иго Христово усердно восприим,/ бденными подвиги поста и молитвы прославился еси./ Отонудуже призывающу тя Богу на служение Церкви/ в новопросвещеннем царстве Казанстем,/ вкупе со святителем Гурием воззван был еси,/ идеже яко первоначальник/ созданной тобою в граде Свияжске обители/ и достойный первосвятителю преемник явился еси./ Духом предстоя Престолу Владычню,/ молися, святителю Германе, со святителем Гурием/ православной пастве во благочестии преспевати/ и тьме иноверия светом веры разгнатися.

Загрузка...